Федор Лапий: Обнаружен опасный вирус-мутант
С большим скрипом кампания по дополнительной вакцинации против полиомиелита в Украине началась. Но ей до сих пор не все рады в стране.
Удивительнее всего, что среди людей, не до конца понимающих значение вакцинации, немало врачей. Об этом и других проблемах, связанных с распространением смертельной болезни, – наш разговор с главным детским иммунологом Киева Федором Лапием.
–Федор Иванович, два случая заболевания детей полиомиелитом в Закарпатье означают, что болезнь, которую победили еще во времена СССР, возвращается в Украину?
– Такая опасность существует. Хочу напомнить, что с 2010 года Украина находится в так называемой «красной зоне». Почему? Дело в том, что у нас были довольно прозрачные восточные границы. То есть граждане СНГ могли с минимумом формальностей пересекать нашу территорию. Та же проблема, в еще более острой форме, существовала в РФ, куда направлялись на заработки граждане бывшего СССР. Они везли с собой не только багаж, но и болезни. Было несколько случаев «завоза» полиомиелита в Российскую Федерацию из Таджикистана в 2010 году.
Как заразу разносят туристы
– Насколько Украина уязвима перед вирусом, разносимым «туристами» из Средней Азии?
– Уязвима. Несмотря на то, что у нас, как и повсюду в Европе, ведется постоянный мониторинг, специалисты проводят забор материала у больных с симптомами полиомиелита, риск завоза и распространения вируса высокий.
– Мы помним, как совершенно неожиданно полиомиелит в 2010 году привезли рабочие с севера Индии в Душанбе. Точно так же он может «приехать» из Таджикистана в Украину?
– Может, но это неполное представление об опасности. Как я уже сказал, существует стандартная процедура мониторинга заболевания и вирусологических исследований на полиовирусы. Все случаи острого вялого паралича (ОВП), одного из главных симптомов полиомиелита, обязательно фиксируются. Их разбирают, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз (синдром ОВП встречается не только при полиомиелите, но также при многих инфекционных и неинфекционных патологиях). Наблюдение очень тщательное. Даже на уровне амбулаторий ведется «нулевая статистика», то есть фиксируется отсутствие (!) заболеваемости ОВП. Это – один из индикаторов способности страны не пропустить заболевание. Так вот, тщательный разбор двух случаев заболевания ОВП в Закарпатье дал поразительный, хотя в какой-то мере и ожидаемый при наших низких уровнях вакцинации, результат: обнаружен опасный вирус-мутант, а не «дикий» вирус, который могли бы привезти, к примеру, мигранты из Афганистана или Пакистана.
– Что значит «дикий»?
– Циркулирующий в природе давний вирус. Когда мы говорим о диком, обычно имеем в виду полиовирус, до недавнего времени циркулировавший в Африке. В 2015 году в Африке не было выделено ни одного случая полиомиелита. В Индии после проведения масштабной кампании вакцинации с полиомиелитом также было покончено. Сейчас только в двух странах есть «дикий» вирус. Это Афганистан и Пакистан. Циркулирует, он, как правило, из-за попустительства властей и проблем с вакцинацией.
Вирус со множеством мутаций
– У нас власть, во всяком случае глава Закарпатской ОГА Геннадий Москаль, уверена, что паника раздувается безосновательно, а во Всемирной организации здравоохранения работают перестраховщики…
– Лучше бы Геннадий Геннадиевич успешно боролся с контрабандистами и коррупционерами в своей области… Были определенные недоразумения по вопросу коммуникаций между Минздравом и Закарпатьем, за которые министр Сандро Квиташвили принес свои извинения. Думаю, конфликт исчерпан. Напомню, что дети, у которых специалисты ВОЗ, по предоставленным закарпатскими медиками анализам, подтвердили полиомиелит, попали в местные больницы с симптомами острого вялого паралича. Речь о десятимесячном ребенке с Раховщины и четырехлетнем – с Тячивщини. Они не были привиты. В одном случае – из-за отказа родителей, в другом – из-за ложных медицинских противопоказаний.
Так вот, когда выявили этих детей в Закарпатье, действовали по стандартной процедуре. У них были взяты образцы биоматериала и отправлены на анализ сначала в Киев, а затем в референс-лабораторию в Москву (Киев определяет только тип вируса. Мутации может обнаружить только специально оснащенная лаборатория. – Прим. Ред.).
Москва определила: оба вируса 1 типа, вакцинальные. Но не обычные, а дериваты, то есть имеющие более 1 % мутаций, отличающих их от вакцинальных. У Закарпатских дериватов более 2% мутаций, это настоящие мутанты! Хотя 20 мутаций у них оказались общими, у каждого имелись и дополнительные. Это говорит о том, что два мутанта когда-то были родственниками, но их пути разошлись, и теперь они циркулируют независимо. Раньше мы вирусов-мутантов с таким количеством мутаций не выявляли. В то же время давно доказана роль в возникновении вспышек полиомиелита не только «диких» штаммов полиовируса, но и значительно дивергировавших (отклонившихся – Прим. Ред.) в развитии от вакцинного предка. Появляются такие мутанты именно среди населения с низким охватом иммунизацией – как в Украине.
Боткина головного мозга
– Это значит, что надо бить в колокола? ВОЗ не случайно подняла тревогу и заявила о вспышке заболевания в Украине?
– Надо бить в колокола. И не только в связи со вспышкой опасной болезни. Наша нормативная документация в части реагирования на полиомиелит, событие, связанное с полиомиелитом, не обновлялась 15-20 лет и совершенно не соответствует новым реалиям. Попробую объяснить это просто: представьте, что вместо диагноза «гепатит В», «гепатит С» или «гепатит А», вы будете, как 50 лет назад, ставить диагноз «болезнь Боткина». Именно так поступают наши врачи сегодня. Во всем мире диагноз «полиомиелит» – сигнал для запуска стандартной операционной процедуры. У нас в Украине она не прописана в соответствии с современными понятиями, мы начинаем поднимать приказы бог знает какого года, чтобы что-то предпринять, созываем оперативный штаб. Его заседания длятся по 3 часа, мы намертво застреваем в рутине.
– А в результате – сильно опаздываем с мерами по предупреждению эпидемии?
– В нашем случае почти на два месяца. Потому что выделение двух дериватов уже считается вспышкой заболевания. В подобном случае необходимо, как предписывают документы, подписанные нашими официальными лицами на международном уровне, через две недели провести первый раунд вакцинации орально-полиомиелитной вакциной. Цель – заселить кишечник вакцинальным вирусом и вытеснить из циркуляции мутантов. Нужны быстрые изменения в сознании специалистов и в нормативных документах, в противном случае мы не успеем за быстро мутирующим вирусом.
Сценарий Судного Дня
– Кому сегодня угрожают вирусы-мутанты? И возможно ли в Украине начало глобальной эпидемии по сценарию Судного Дня?
– Угрожают вирусы прежде всего непривитым детям. По поводу возможной эпидемии… Вероятно, она может развиваться как в Таджикистане: первые случаи будут пропускать. Когда счет пойдет на десятки жертв, их будут скрывать. Ну а потом мы будем пожинать плоды позднего реагирования: заболевших будут сотни.
– Но дети в Закарпатье выжили, их не разбил паралич. Значит, вирус-мутант не так уж опасен?
– Дериват приближается по своим свойствам к «дикому» родственнику. Он может вызывать заболевания с пожизненным параличом. У заболевших детей диагностировали ОВП, который прошел через 60 дней. Все это время медики не знали, поправятся ли малыши и какие будут последствия. То, что они выздоровели – большая удача.
– Только 14% детей до года у нас привиты от полиомиелита. Остальным угрожает опасность?
– 14% – это не совсем корректная цифра. Это значение полугодового плана охвата вакцинацией. К слову, за прошлый год выполнение плана составило меньше 50%. Это очень мало. Как мы подсчитали, в зоне риска находится около 1, 5 млн. детей. Все они могут заболеть полиомиелитом; примерно одного из тысячи разобьет паралич. Кроме личной трагедии это еще и пожизненная нагрузка на государство.
Попытка дестабилизации
– Экс-санитарный врач РФ Геннадий Онищенко недавно заявил, что прививочную кампанию в России пытаются сорвать фармацевтические компании: заказывают специальные репортажи о вредности прививок, проводят запугивающие мероприятия. Объясняется это, по его словам, следующим: если люди меньше будут болеть, то меньше будут покупать лекарства.
– И у нас это есть. С той разницей, что создают проблемы не столько фармацевтические компании, сколько дистрибьюторы, люди рвущиеся во власть или желающие вернутся в нее. Информационные вбросы тоже не редкость: то вакцина от полиомиелита, прибывшая из-за рубежа, якобы месяц простояла в Борисполе, то подверглась разморозке-заморозке. Это искаженная информация, но, чтобы успокоить людей, вакцину, на которую пало подозрение в неправильном хранении, мы не пускаем в ход. В то же время на сайте Минздрава выложены письма от ее производителя, дающего гарантии, что вакцина в полном порядке. Сейчас мы используем вакцину ОПВ прибывшую во второй партии в октябре 2015 года.
– Какова цель информационных вбросов?
– Могу только догадываться. Как и при любых информационных войнах, кто-то добивается дестабилизации. Навредить руководству Минздрава, повысить личный рейтинг, сорвать международные закупки – цели могут быть разными. Но даже журналисты уже научились различать проходимцев. Есть у нас, к примеру, так называемая Лига защиты гражданских прав, заявившая о том, что дополнительная вакцинация – геноцид украинской нации. Так вот на их пресс-конференцию пришли всего пара представителей СМИ, хотя «программное» письмо Лиги широко разошлось в интернете. Видео пресс-конференции также активно продвигается в интернете. Думаю, этим должны заинтересоваться компетентные органы, СБУ.
Информационный паралич
– Как бы там ни было, 9 октября кампания по дополнительной иммунизации в нашей стране началась. Как она проходит?
– Она рассчитана на 3 тура. В первых двух турах прививкам подлежат дети от двух месяцев до шести лет, в третьем туре — от двух месяцев до десяти лет. Таким образом, вакцинация должна охватить всех детей, родившихся в период 2005–2015 годов. Независимо от того, получали они раньше прививку от полиомиелита или нет.
Началась кампания со всеми нашими проблемами. Одна из главных – недостаточная информированность. И не только родителей детей, но и самих медицинских работников. Многие из них до сих пор не совсем понимают, что происходит и зачем.
Во время кампании 1996-98 годов самую первую вакцину, как вы помните, капнули на язык внуку Леонида Даниловича Кучмы. Это позволило снять недоверие к вакцинации и практически ликвидировать полиомиелит в Украине. В нынешнюю кампанию вакцинацию перед камерами провели младшему ребенку заместителя министра здравоохранения… Ощущается, что информационная кампания недостаточно эффективна, вместо фактов люди подхватывают слухи и обрывки сведений. К сожалению, и сами медицинские работники распространяют мифы.
Понятно, что поколения врачей в нашей стране меняются, система здравоохранения не самая совершенная. Но примерно с такими же проблемами столкнулся Израиль в 2013 году. Там организовали информационную поддержку для врачей и населения, выстроили эффективную систему управления, и вакцинация прошла хорошо.
Ночные кошмары
– Ну а что делать с людьми, для которых отказ от вакцинации – что-то вроде религии? И они ни за что не готовы поступиться своими убеждениями?
– Их могут переубедить только священники. К слову, именно так поступили в Израиле. Там к людям вышли религиозные лидеры и сказали: «так надо». Между прочим, лицом кампании вакцинации «Две капельки» (с ней можно познакомиться на сайте Министерства здравоохранения Израиля), стал… министр обороны Израиля.
– Какие важные аргументы вы можете предъявить людям, сомневающимся в необходимости вакцинации?
– В среднем из двухсот человек столкнувшихся с вирусом, один становится инвалидом на всю жизнь или умирает. Это из негатива. Ну а позитив заключается в том, что вакцинация против полиомиелита проводится с 60-х годов. Именно благодаря этому мы практически избавились от опасной болезни. Это понимают во всем мире, и только ужесточают требования по прививкам. Я слышал, что в Германии может быть принято решение не выдавать визы детям, если у них нет справки об участии в турах вакцинации. Но это пока слухи, которые я не могу подтвердить официально.
– Какие профессиональные кошмары вам сняться как главному детскому иммунологу Киева?
– Я очень переживаю по поводу того, сможем ли мы обеспечить необходимый охват вакцинации. И меня беспокоит равнодушие, с каким к ней относятся некоторые врачи. Вероятно поэтому уровень доверия к вакцинации низкий, люди проверяют и перепроверяют информацию по ней десятки раз.
– Может быть, нужно снова позвать в нашу страну Билла Гейтса? Чтобы он лично разъяснил нашим врачам необходимость с уважением относиться к прививкам?
– Это хорошая идея, ведь Билл Гейтс уже обсуждал ряд вопросов, связанных с иммунизацией, с нашим президентом. Готов поддержать соответствующее обращение. В любом случае, мы не должны допустить возвращение полиомиелита в Украину.
Прокоментуйте статтю