Русский язык попал под санкции
18 сентября Львовский областной совет наложил мораторий на публичное использование русскоязычных произведений. Его примеру уже хотят последовать и в других городах страны.
Что это означает на практике?
«Допустим, приедет во Львов группа «Телевизор», чтобы исполнить песню «Ты прости нас, Украина!», где Михаил Борзыкин кается перед украинцами за аннексию Крыма и войну в Донбассе. Но поет Борзыкин по-русски, а значит, покаяться не получится – мораторий», – с иронией отмечает даже либеральная российская «НГ».
Мораторий, впрочем, касается не только приезжих. Он бьет в первую очередь по своим.
Уже составлена «черная карта» ресторанов, где включают российскую музыку и русскоязычную украинскую.
Еще до всякого моратория радикально настроенные активисты срывали концерты почему-либо неугодных им украинских музыкантов (один из самых громких скандалов случился с Иваном Дорном, которого заставили написать на своей странице в соцсетях «Слава Украине!»). Но теперь у радикалов есть для этого формальные основания — мораторий.
Не лучше обстоят дела в книжном бизнесе. На Львовскую книжную ярмарку российских издателей не приглашают уже давно. Ограничения на ввоз российской книжной продукции наложены еще в 2016-м. Но теперь проблемы могут возникнуть и у местных издательств, выпускающих книги по-русски.
Так совпало, что именно в эти дни, когда был принят запрет, во Львове открылся традиционный издательский форум.И сразу десятки людей, участвующих в нем, нарушили постановление Львовского облсовета – говорили по-русски.
Юрий Володарский представлял на форуме журнал «ШО», один из лучших литературных журналов Европы. Как на грех, «ШО» — двуязычное издание. Один язык украинский, другой — русский.
– Пока мероприятия, связанные с русским языком никто не отменял и не разгонял, – говорит Володарский. А вот что будет дальше — вопрос. Какие-то мероприятия будут проходить спокойно, а на какие-то явятся пацанчики с битами. В этой ситуации вызывать полицию может как та, так и другая сторона, и пацанчики в балаклавах, и их оппоненты. Одни будут руководствоваться постановлением, другие — государственной конституцией, которой львовский мораторий противоречит.
Эксперты говорят о первом случае языковой дискриминации в Украине. Под санкции попадает русский язык вообще, любые стихи и песни. Кто-то из депутатов львовского облсовета стал отнекиваться и говорить, что они воюют не с русским языком, а с русской попсой. Но в тексте постановления четко сказано о «будь-яких формах», то есть запрещены любые произведения, независимо от их качества и жанровой принадлежности.
Впрочем, хотя постановление и упрекают в популизме, не своевременным его назвать сложно. Как известно, со слоганом «Армія — мова — віра», нынешний лидер страны идет на выборы.
ОПУБЛИКУЙТЕ СВОЙ КОММЕНТАРИЙ