Детский психолог: «Покидая зону боевых действий, важно не увозить войну с собой»
По данным Минсоцполитики, по состоянию на 6 февраля 2017 года взяты на учет 1,64 млн переселенцев, или 1,3 млн семей из Донбасса и Крыма. Около 80–85% из них – переселенцы из Восточной Украины. Минимум 112 тысяч детей, не считая детей до трех лет и студентов, выехали из охваченного войной Донбасса.
112 тысяч чистых детских душ, которые отравлены войной… Детей-переселенцев чаще других приводят к психологам и психиатрам. И не удивительно: обстрелы, бегство и адаптация на новом месте сделали их уязвимыми, эмоционально онемевшими.
Одним из мест, где взрослые переселенцы и их дети могут получить необходимую психологическую поддержку, является Центр консультативной помощи переселенцам, открытый общественной инициативой «Восстановление Донбасса».
Мы беседовали с одним из волонтеров центра – Ларисой Козырь – практикующим психологом с 6-летним стажем, детским психотерапевтом, специалистом по психологическому консультированию, арт- и песочной терапии.
– Лариса, скажите, как получилось, что вы стали работать в Центре социальной помощи переселенцам?
– Я сама дончанка, закончила Донецкий институт социального образования. Сейчас живу в Киеве. В Центре я начала работать потому, что было желание помочь землякам: тем, кто находится в кризисе, в сложной жизненной ситуации из-за переезда, потери близких, утраты привычного жизненного уклада, работы.
– Много людей приходит за психологической помощью?
– Я в Центре с начала 2016 года. За это время на прием пришло около 100 переселенцев. Треть из них – дети.
– Лариса, скажите, отличается ли работа с переселенцами от работы с, скажем так, обычными гражданами?
– Конечно, с переселенцами работать сложнее. В первую очередь они решают важные жизненные задачи: поиск работы, жилья, встраивание в новые социальные связи, а психологические задачи отодвигают на задний план. Приходят на прием только в самом сложном психологическом состоянии, или в тяжелейшем кризисе. Не будем забывать, что эти люди уехали от войны. Очень часто их переезд сопровождался угрозой жизни, обстрелами, иногда травлей. Внезапно эти люди оказались в другой среде, где пытаются приспособиться и обжиться. Сделать это очень трудно. Дает знать о себе травматическом шок, вызванный войной. Они переживают тревогу, страхи, у них множество психосоматических заболеваний.
– Если у родителей такие проблемы, то у детей они, наверное, еще серьезнее?
– Даже в мирной жизни для ребенка переезд – это стресс. Что уж говорить, когда эта миграция происходит из-за войны? Не все дети осознают угрозы, происходящие в родном городе, и им не всегда понятно, зачем уезжать. Переехав, они видят тяжелое душевное состояние своих родителей, и это тоже вредит их психике. Ведь обычно как бывает? Ребенок стал ходить в школу, и родители считают, что все в порядке: одет, обут, накормлен, учится. А ребенок начинает конфликтовать в школе, да и в семье. Падает его успеваемость. В этот момент и надо принимать меры. Взрослые более-
менее успешно адаптируются к экстремальной ситуации; дети же и подростки, в силу возрастных особенностей, испытывают трудности в принятии стрессовой ситуации, а также в поиске способов взаимодействия с окружающими людьми. Но возможен и другой вариант. Если родители находятся в «ресурсном» состоянии, то их дети адаптируются быстро и успешно. Важно, чтобы родители не утаивали происходящее, а доверительно и мягко рассказывали ребенку о том, что происходит.
– На что еще нужно обращать внимание, чтобы понять, что у ребенка психические проблемы?
– Первое, на что стоит обратить внимание, – это ухудшение сна: ребенок стал плохо спать и длится это более двух недель; у него плаксивое, капризное настроение, участившиеся истерики; энурез у детей старше 3–4 лет; большое количество страхов (боязнь темноты, громких звуков, толпы, незнакомцев); прилипчивость ребенка, нежелание оставаться в одиночестве; заметное увеличение или снижение аппетита; замкнутость, депрессивное настроение или мысли. Иногда ребенок начинает грызть ногти, постоянно накручивает или грызет волосы; не хочет идти в школу, теряет интерес к играм или общению. Если видите такие симптомы, нужно обращаться к психологу. Например, эффективны песочная терапия и арт-терапия. Острые симптомы могут уйти за 5–7 встреч.
«Психологическая помощь – это элемент медицинских консультаций, которые оказывают наши Центры. Запустить их было не просто, но мы справились, поскольку понимали, что это одна из самых востребованных услуг среди переселенцев. По нашей статистике, более 80% переселенцев не получают необходимой медпомощи. Между тем, она очень важна для семей с детьми. Наша задача – помочь этим людям пережить тяжелые воспоминания. Они должны знать, что не останутся один на один со своими проблемами».
Елена Петряева,
руководитель общественной
инициативы «Восстановление
Донбасса»
– Можете рассказать об удачном примере излечения?
– Конечно. Ко мне обратились за помощью родители одного школьника. Симптомы классические: выросла конфликтность в школе и сильно упала успеваемость. Выяснилось, что его поведение проецирует настроение родителей. Он видит, что они хотят вернуться домой, постоянно созваниваются с близкими, которые остались по ту сторону конфликта, скучают по прошлой жизни и оставленному жилью. При этом, они считают, что ребенок еще маленький и «не задумывается». Но сынишка не мог оставаться спокойным и уравновешенным, когда видел, что его родители тоскуют, находятся в сложном эмоциональном состоянии и, буквально, не присутствуют в настоящем. В данном случае пришлось работать как с родителями, так и с ребенком. Родителям – обнаружить внутренние ресурсы, дать поддержку и понимание, а ребенку – поддержку и заботу. Главное, уезжая из зоны боевых действий, не увозить войну с собой.
– Что бы вы могли рекомендовать переселенцам, ощущающим апатию, упадок душевных сил?
– Рекомендация одна: обращаться и пользоваться любой психологической поддержкой, которая возможна. Приходите в наш Центр сами, приводите своих детей. Если вы сможете позаботиться о себе, научите этому и своих детей.
Прокоментуйте статтю